жанровый |
жанр |
|
вестерн |
жанр американского кино, получивший распространение также за пределами США. Сюжет вестерна черпается, как правило, из истории освоения дальнего Запада. Термин "вестерн" употребляется также применительно к американской литературе приключенческого жанра с аналогичными сюжетами. |
|
"Мениппова Сатира" |
жанр античной литературы, характеризуется свободным соединением стихов и прозы, серьёзности и комизма, философских рассуждений и сатирического осмеяния, общей пародийной установкой, а также пристрастием к фантастическим ситуациям (полет на небо, нисхождение в преисподнюю, беседа мертвецов и т. п.) создающим для персонажей возможность свободного от всяких условностей поведения. Основателем жанра считается Менипп; его представители - Варрон, Сенека Младший, Петроний, Лукиан. В современном литературоведении термин "мениппея" применяется (вслед за М. М. Бахтиным) преимущественно к романным произведениям подобного типа (Ф. Рабле, Ф. М. Достоевский, М. А. Булгаков) |
|
"Слово" |
жанр античной, византийской и древнерусской ораторской прозы и письменности (напр., "Слово о законе и благодати" Илариона, 11 в.) |
|
Айям Аль-Араб |
жанр арабского эпоса о межплеменных войнах; складывался в 5-7 вв.; известен в записях 8-10 вв. (циклы "Война Басус", "Война Абс и Зубьян") |
|
Кубаир |
жанр башкирской поэзии - поэтический сказ, исполняемый напевно или речитативом. В строфе от 4 до 24 рифмованных строк. |
|
эклога |
жанр буколики: диалоги между пастухами, селянами. От Возрождения до нач. 19 в. - стихотворное повествование или диалог, изображающие бытовые сельские сценки. |
|
вербункош |
жанр венгерской танцевальной музыки, появившейся во 2-й пол. 18 в., а также стиль венгерской инструментальной музыки кон. 18 - нач. 19 вв. В основе вербункоша - мужской танец вербунк, а также возникший из него чардаш. Образец вербункоша - "Ракоци-марш". Стиль вербункоша нашёл отражение в творчестве Ф. Листа, Ф. Эркеля, Б. Бартока, З. Кодая. |
|
кондукт |
жанр вокальной, преимущественно многоголосной музыки западно-европейского средневековья. В отличие от др. жанров не содержал голосов, заимствованных из григорианского пения. В кон. 13-14 вв. кондукт вытеснен мотетом. |
|
Касыда |
жанр восточной поэзии, стихотворение преимущественно панегирического содержания. Касыда построена на монориме (по системе рифмовки похожа на газель) отличается значительным объёмом и трёхчастной композицией. |
|
Мещанская Драма |
жанр драматических произведений, распространенных в 18 в. В противовес классицистской драме воспроизводила жизнь мещанских кругов в драматических конфликтах морального и социально-бытового характера. |
|
комедия |
жанр драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического; противоположен трагедии. По принципу организации действия различают комедии: положений, основанные на хитроумной, запутанной интриге ("Комедия ошибок" У. Шекспира) характеров или нравов - на осмеянии отдельных гипертрофированных человеческих качеств ("Тартюф" Мольера) идей, где высмеиваются устарелые или банальные воззрения (пьесы Б. Шоу) По характеру комического различают комедии: сатирические ("Резизор" Н. В. Гоголя) юмористические ("Турандот" К. Гоцци) трагикомедии. Главные представители: Аристофан, У. Шекспир, Лопе де Вега, Мольер, П. Бомарше, К. Гольдони, Б. Шоу, Б. Брехт; в России - А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. В. Сухово-Кобылин, А. Н. Островский, А. П. Чехов, В. В. Маяковский. |
|
джатака |
жанр древнеиндийской литературы. По форме - проза, перемежающаяся стихами. Древнейшие образцы представлены сказаниями о перерождении Будды (созданы ок. 3 в. до н. э.) Сюжетная основа сказаний - басни и сказки о животных, волшебные сказки, притчи, исторические предания. |
|
"Хождения" |
жанр древнерусской литературы, произведения, описывающие путешествия богомольцев (паломников) к святыням Палестины и Византии. Старшее из древнерусских "хождений" - игумена Даниила в нач. 12 в.; жанр подвергся коренному переосмыслению в сочинении Афанасия Никитина, отправившегося в путь с коммерческими целями. |
|
Духовные Стихи |
жанр древних народных (русских, украинских, белорусских) песнопений религиозного содержания. По материалу (сюжету) восходят к книжным источникам (Библия, жития святых, легенды, апокрифы) Отражают народное понимание добра и зла, греха и искупления, справедливости, происхождения мира, исторических событий (духовные стихи о Лазаре) Исполнялись странствующими нищими-слепцами. Существуют также духовные стихи письменной традиции (покаянные) распространившиеся с кон. 15 в. и записывавшиеся крюками. Соединили интонации знаменного распева и народных песен. В богослужении не использовались. |
|
репортаж |
жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент. |
|
моралите |
жанр западноевропейского театра 15-16 вв., назидательная аллегорическая драма, персонажи которой олицетворяли различные пороки и добродетели (Скупость, Лесть, Дружба и др.) |
|
натюрморт |
жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи) посвященный изображению неодушевлённых предметов (утварь, плоды, битая дичь, букеты цветов, атрибуты какой-либо деятельности и т. д.) |
|
батальный жанр |
жанр изобразительного искусства, посвященный войне и военной жизни. |
|
ричеркар |
жанр инструментальной музыки, возникший в 16 в. в Зап. Европе. Первоначально импровизационные пьесы преимущественно аккордового склада, позднее полифонические многотемные (по форме близкие мотету) и однотемные (подготовили форму фуги) Среди авторов: А. Габриели, Я. П. Свелинк, Дж. Фрескобальди, И. Я. Фробергер, И. Пахельбель, И. С. Бах, в 20 в. - И. Ф. Стравинский. |
|