5.04.2011 |
0:51:32 |
progr. |
Prolog |
Пролог (от программирование на основе логики; декларативный язык программирования для задач искусственного интеллекта, обработки естественных языков и др. Его разработали в 1971 – 1972 гг. Алэн Колмероэ (Alain Colmerauer) и Филипп Рассель (Philippe Roussel) в университете в Лумини (г. Марсель). В дальнейшем Пролог развивали различные коллективы, среди которых следует выделить группу Эдинбургского университета. Название происходит от "программирование в терминах логики" (Programmation en Logique). Первая реализация – Prolog 10 (Дэвид Уоррен и др.) на PDP-10. Отсюда термин – эдинбургский синтаксис, или синтаксис DEC10. В настоящее время имеется обширное семейство языков логического программирования, построенных на базе языка Пролог, напр., Prolog-2, Prolog++, Prolog-Linda, Prolog-III, Turbo Prolog, PDS Prolog и др.) |
5.04.2011 |
0:42:53 |
progr. |
inference engine |
блок программы, реализующий извлечение правил напр. из баз данных и построение умозаключений (часть экспертной системы) |
5.04.2011 |
0:42:53 |
progr. |
inference engine |
машина вывода (часть экспертной системы) |
5.04.2011 |
0:39:29 |
progr. |
inference engine |
механизм (метод) логического вывода (машина логического вывода; в ИИ – часть экспертной системы, которая соотносит информацию от пользователя с известными фактами и правилами вывода, хранящимися в базе знаний, и вырабатывает результат, на котором затем основывается решение, предлагаемое экспертной системой. Обычно активизируется оболочкой ЭС) |
5.04.2011 |
0:35:24 |
progr. |
backward chaining |
использование обратной цепочки умозаключений (один из методов поиска решения в экспертных системах. Путь рассуждений идёт от того, что нужно доказать, к фактам, на которых основывается доказательство. При прямой цепочке ход рассуждений начинается от фактов) |
5.04.2011 |
0:34:32 |
progr. |
forward chaining |
использование прямой цепочки умозаключений |
5.04.2011 |
0:33:13 |
progr. |
forward chaining |
прямая цепочка логического вывода (один из методов поиска решения в экспертных системах. Ход рассуждений ведётся от фактов к цели (тому, что нужно доказать)) |
5.04.2011 |
0:31:37 |
progr. |
backward chaining |
цепочка обратного логического вывода |
5.04.2011 |
0:29:34 |
progr. |
expert system |
экспертная система, ЭС (система, использующая базу знаний (правил) для решения задач (выдачу рекомендаций) в некоторой предметной области, напр., в медицине, диагностике неисправностей, выборе конфигурации сложной компьютерной системы, планировании последовательности действий и др. Она должна обладать способностью объяснить, почему предложено то или иное решение и доказать его обоснованность. ЭС – одно из направлений ИИ) |
5.04.2011 |
0:29:34 |
progr. |
expert system |
ЭС |
5.04.2011 |
0:27:56 |
progr. |
deductive reasoning |
дедуктивные рассуждения дедуктивный вывод (метод, используемый в языке Prolog для нахождения решения по заданным фактам и правилам) |
5.04.2011 |
0:24:56 |
progr. |
commonsense reasoning |
рассуждение на основе здравого смысла (область исследований в ИИ) |
5.04.2011 |
0:24:56 |
progr. |
commonsense reasoning |
вывод на основе здравого смысла |
5.04.2011 |
0:17:03 |
progr. |
contextual information |
контекстная информация (в ИНС – информация, заложенная в самом состоянии нейронной сети) |
5.04.2011 |
0:12:58 |
progr. |
training |
обучение тренировка (в нейронных сетях – процесс настройки с помощью обучающих образцов (training sample) весов связей между узлами ИНС таким образом, чтобы сеть могла правильно распознавать входные образцы) |
5.04.2011 |
0:06:59 |
progr. |
neural computer |
нейрокомпьютер (компьютерная система, базирующаяся на нейронной сети. Программой для нейрокомпьютера, определяющей его поведение, является набор коэффициентов (весов) дуг нейросети, который может динамически меняться в ходе обучения и работы нейрокомпьютера. Каждый нейрокомпьютер, в зависимости от числа узлов, реализованных в них функций и топологии сети, рассчитан на решение определённого класса задач, что отличает его от обычных компьютеров. Быстродействие нейрокомпьютера определяется числом переключений в секунду – шагов работы нейросети, связанных с одновременным вычислением значений во всех её узлах. Термин предложил профессор MTI Уоррен С. Маккалох (W. S. McCulloch) в конце сороковых годов) |
5.04.2011 |
0:05:10 |
progr. |
cellular programming |
программирование клеточного автомата (КА) |
4.04.2011 |
23:58:21 |
progr. |
cellular automata |
клеточные автоматы (= КА) математическая модель или устройство, реализующее однородную сетку работающих параллельно клеток, каждая из которых связана с соседними определёнными правилами взаимодействия cellular rules). Каждая клетка может находиться в одном из нескольких заданных дискретных состояний, зависящих от состояния некоторых или всех) её соседей. КА могут быть одномерными, двумерными плоскими) и многомерными. Все изменения состояний клеток КА происходят синхронно одновременно) в дискретные моменты времени после вычисления нового состояния каждой клетки. КА бывают однородными uniform CA), если одни и те же правила действуют для всех клеток, и неоднородными non-uniform CA) в противном случае CNN ). Понятие "клеточный автомат" ввёл Джон фон Нейман John von Neumann). Он назвал так сеть однородных ячеек, рассматривая математическую модель системы, моделирующей самовоспроизводящийся организм, и показав, что это в принципе возможно) |
4.04.2011 |
23:55:37 |
progr. |
cellular neural network |
сеть нейронных клеточных автоматов |
4.04.2011 |
23:53:05 |
progr. |
CNN |
клеточная нейронная сеть (Cellular Neural Network) клеточные НС объединяют в себе черты клеточных автоматов локальность взаимодействия) и нейронных сетей. Ячейкой CNN является аппаратная или программная модель нейрона) |
4.04.2011 |
23:53:05 |
progr. |
CNN |
клеточная НС |
4.04.2011 |
23:53:05 |
progr. |
CNN |
КНС |
4.04.2011 |
23:49:31 |
progr. |
speech recognizer |
программа распознавания речи (программа, выполняющая компьютерное распознавание речи) |
4.04.2011 |
23:47:44 |
progr. |
multimodal application |
приложения с комбинированным вводом данных (объединяют распознавание речи с другими формами ввода, такими как ввод с клавиатуры, перьевой ввод и т.д.) |
4.04.2011 |
23:47:44 |
progr. |
multimodal application |
многомодальные приложения (объединяют распознавание речи с другими формами ввода, такими как ввод с клавиатуры, перьевой ввод и т.д.) |
4.04.2011 |
23:45:55 |
progr. |
homophone error |
омофоническая ошибка (ошибка, возникающая при компьютерном распознавании близких по звучанию, но различных по смыслу слов, напр., "лук" и "луг") |
4.04.2011 |
23:42:15 |
progr. |
computer vision |
машинное зрение техническое зрение (направление искусственного интеллекта, занимающееся обработкой и распознаванием динамических изображений реальной действительности. Syn: machine vision) |
4.04.2011 |
23:38:19 |
progr. |
activation function |
активационная функция (нейрона) |
4.04.2011 |
23:38:19 |
progr. |
activation function |
передаточная функция |
4.04.2011 |
23:38:19 |
progr. |
activation function |
характеристическая функция |
4.04.2011 |
23:36:12 |
progr. |
activation function |
функция активации (в ИНС – функция, ограничивающая (либо определяющая) амплитуду выходного сигнала нейрона в зависимости от так называемого потенциала активации (activation potential), равного взвешенной сумме сигналов всех входов нейрона) |
4.04.2011 |
23:31:57 |
progr. |
neural network |
НС (NN – Нейронная сеть, нейросеть) |
4.04.2011 |
23:31:57 |
progr. |
neural network |
нейросеть (= NN) Нейронные сети НС) делятся на аналоговые, дискретные цифровые) и клеточные однородные). Обычно нейронная сеть представляет собой ориентированный граф, состоящий из двух и более слоёв, или групп обрабатывающих элементов, называемых нейронами neuron), или узлами сети, и однонаправленных связей между ними. Данные, передаваемые от узла к узлу, представляют собой числовые значения, вычисленные в узлах сети. Принимая данные от других узлов на обработку, узел умножает их на свои весовые коэффициенты, суммирует полученные произведения, а затем вычисляет значение некоторой функции как правило, одной и той же для всех узлов) от полученной суммы и передаёт его следующим узлам. Существует около десятка классов нейронных сетей, включая многослойные персептроны, радиальные, рекуррентные и ассоциативные сети, самоорганизующиеся и нечёткие нейронные сети, а также несколько десятков методов обучения таких сетей. С помощью нейросетей решаются задачи распознавания образов, классификации, прогнозирования и др.) |
4.04.2011 |
23:29:34 |
progr. |
expert system |
экспертная система (система, использующая базу знаний (правил) для решения задач (выдачу рекомендаций) в некоторой предметной области, напр., в медицине, диагностике неисправностей, выборе конфигурации сложной компьютерной системы, планировании последовательности действий и др. Она должна обладать способностью объяснить, почему предложено то или иное решение и доказать его обоснованность. ЭС – одно из направлений ИИ) |
4.04.2011 |
23:28:59 |
progr. |
microprocessor-based robotics |
интеллектуальная робототехника |
4.04.2011 |
23:27:36 |
progr. |
behavior-based robotics |
поведенческая робототехника |
4.04.2011 |
23:26:44 |
progr. |
precision robotics |
прецизионные средства робототехники |
4.04.2011 |
23:24:41 |
progr. |
servo motor |
серводвигатель сервомотор (электродвигатель, воспринимающий определённый набор электронных команд (пуска, останова, перемещения вала в заданное угловое положение, изменения направления движения и/или скорости). Серводвигатели применяются в большинстве видов механических систем с дистанционным управлением, от стеклоподъёмников автомобиля до авиационных агрегатов и от промышленных роботов до детских игрушек) |
4.04.2011 |
23:21:29 |
progr. |
stepper motor |
шаговый двигатель, ШД (электрический двигатель, поворачивающийся по команде компьютера (получении электрического импульса) на фиксированный угол (шаг). Для полного оборота он должен выполнить заданное производителем число шагов. Используются для точного позиционирования устройства под управлением компьютера. Широко применяются в робототехнике, принтерах и устройствах перемещения головок дисков) |
4.04.2011 |
23:17:12 |
nautic. |
unmanned underwater vehicle |
автоматически управляемое роботизированное подводное транспортное средство (Unmanned Underwater Vehicle) |
4.04.2011 |
23:17:12 |
nautic. |
unmanned underwater vehicle |
подводный робот |
4.04.2011 |
23:14:58 |
progr. |
UGV |
автоматически управляемое роботизированное наземное транспортное средство (Unmanned Ground Vehicle) |
4.04.2011 |
23:14:58 |
progr. |
UGV |
наземный мобильный робот |
4.04.2011 |
23:09:13 |
progr. |
UAV |
Unmanned Aerial Vehicle беспилотный летательный аппарат (БПЛА; класс роботов, активно развивающийся в настоящее время в основном для военных применений) |
4.04.2011 |
23:05:44 |
progr. |
sonar |
локатор сонар, гидролокатор (прибор активной эхо-локации, предоставляющий информацию о расстоянии до объекта, его относительной скорости, размерах, азимуте и глубине (высоте) движения. Если прибор предназначен для использования в воде, то его называют гидролокатор. Сонары применяются на автономных мобильных роботах всех типов) |
4.04.2011 |
23:01:51 |
progr. |
incremental learning |
обучение методом приращений |
4.04.2011 |
23:01:51 |
progr. |
incremental learning |
обучение методом постепенного усложнения заданий |
4.04.2011 |
22:59:54 |
progr. |
incremental learning |
пошаговое инкрементное обучение (используется в робототехнике и ИИ) |
4.04.2011 |
22:52:18 |
progr. |
robotics |
робототехнический |
4.04.2011 |
22:49:20 |
progr. |
embedded intelligence |
встроенная интеллектуальность (о бортовой системе управления поведением мобильного робота) |
4.04.2011 |
22:47:06 |
progr. |
mobile robot |
мобильный подвижный робот (робот, способный под управлением автономной навигационной системы (ANS) перемещаться в пространстве. Различают подводные (UUV), надводные, сухопутные (UGV) и воздушные (UAV) мобильные роботы) |
4.04.2011 |
22:44:34 |
progr. |
fuzzy computing |
вычисления на основе нечёткой логики |
4.04.2011 |
22:38:49 |
progr. |
Live-As-We-know-it |
"Жизнь, какой мы её знаем" (см. artificial life) |
4.04.2011 |
22:33:29 |
progr. |
Life-As-It-Could-Be |
"Жизнь, какой она может быть" (см. artificial life) |
4.04.2011 |
22:25:57 |
progr. |
artificial life |
искусственная жизнь (научная дисциплина, которая создаёт и изучает компьютерные модели живых организмов или синтетических систем, которые по своему поведению похожи в определённых аспектах на естественные живые биологические системы. Задача такого исследования найти основные принципы организации живых систем на Земле и в других мирах. Как направление исследований сформировалась с 1986 г., базируется на биологии, физике, химии и математике. Термин введён Крисом Лангтоном (Crith Langton). В AL различают два больших направления – жизнь, какой она может быть (Life-As-It-Could-Be) и жизнь, какой мы её знаем (Live-As-We-know-it). Жизнь, какой она может быть, AL рассматривает как жизнь, синтезированную в искусственной среде, а также проводит исследования над искусственными моделями биологического феномена. Методы и алгоритмы искусственной жизни могут помочь развитию теоретической биологии, а также находят применение в экологическом и финансовом моделировании, сетевых коммуникациях, робототехнике) |
4.04.2011 |
22:18:47 |
progr. |
genetic algorithm |
GA генетический алгоритм (класс алгоритмов оптимизации и поиска, базирующийся на генетике и естественном отборе (natural selection). Суть GA заключается в перемешивании (рекомбинации, recombination) наиболее перспективных "выживших" вариантов решений из некоторого первоначального случайного набора вариантов. При этом получается следующее поколение вариантов. Периодически для моделирования мутаций (mutation) в наборы случайным образом вносятся изменения, напр., производится "скрещивание" (crossover) вариантов. Многократное повторение этого процесса, совмещённое с процессом отбора (selection) лучших вариантов, рассматривается как имитация процесса эволюции, что в ряде случаев позволяет найти эффективное решение задачи. Теоретические основы GA разработал Джон Холланд (John Holland) в 1975 г.) |
4.04.2011 |
22:17:00 |
progr. |
evolutionary algorithm |
= EA эволюционный алгоритм (алгоритм, как правило эвристический, относящийся к классу эволюционных методов вычислений. Подмножеством эволюционных алгоритмов являются генетические алгоритмы (genetic algorithm)) |
4.04.2011 |
22:13:57 |
progr. |
evolutionary computation |
эволюционные вычисления (в ИИ – класс методов вычислений, использующих для нахождения оптимального решения принципы теории эволюции. К нему, в частности, относится и генетическое программирование, автономное и адаптивное поведение компьютерных приложений и робототехнических устройств. На развитие направления оказали большое влияния инвестиции в нанотехнологии, так как ЭВ затрагивают практические проблемы самосборки, самоконфигурирования и самовостановления систем, состоящих из множества одновременно функционирующих устройств) |
4.04.2011 |
22:13:57 |
progr. |
evolutionary computation |
ЭВ (эволюционные вычисления) |
4.04.2011 |
22:12:29 |
progr. |
evolutionary robotics |
эволюционная робототехника (изучает методы эволюционных вычислений (evolutionary computation) для разработки искусственных нервных систем для роботов) |
4.04.2011 |
21:54:44 |
progr. |
data-recording control |
управление записью данных |
4.04.2011 |
21:35:20 |
progr. |
incremental systems |
инкрементальные системы |
4.04.2011 |
21:08:47 |
progr. |
coded data |
кодированная информация |
4.04.2011 |
21:06:19 |
progr. |
sinusoidal angular coordinates |
синусоидальные угловые координаты |
4.04.2011 |
20:02:34 |
progr. |
IID |
итеративная и инкрементальная разработка (см. iterative and incremental development) |
4.04.2011 |
19:48:30 |
progr. |
iterative and incremental development |
итеративная и инкрементная разработка |
4.04.2011 |
19:48:30 |
progr. |
iterative and incremental development |
итеративная и инкрементальная разработка (итеративный инкрементный подход основывается на базовом формальном описании системы, дающем возможность создать первую исполняемую функциональную модель. Полученная модель проверяется на соответствие описанию системы, а затем расширяется далее, последовательно преобразуясь в новые модели, в которых отражается увеличение требований к системе и уточнение деталей их реализации. Процесс продолжается до трансформации модели в реальную программную систему. Итеративный подход предполагает разбиение жизненного цикла проекта на последовательность итераций, каждая из которых напоминает мини-проект, включая все этапы жизненного цикла ПО в применении к созданию меньших фрагментов функциональности, по сравнению с проектом, в целом. Цель каждой итерации получение работающей версии (релиза) ПО, включающей функциональность всех предыдущих и текущей итерации. Результат финальной итерации содержит всю требуемую функциональность продукта. Таким образом, с завершением каждой итерации, продукт развивается инкрементно. С точки зрения структуры жизненного цикла такую модель называют итеративной (iterative). С точки зрения развития продукта инкрементной (incremental)) |
4.04.2011 |
19:12:11 |
progr. |
data of parameters |
данные параметров (представляют значения конфигурации и данные устройств, напр., значения конфигурации компонентов. Данные сохраняются в центральном контроллере и при необходимости могут быть автоматически загружены после замены отдельных компонентов. Это означает, данные параметров редко изменяются и передаются только по запросу. Что касается скорости передачи, к передаче этих данных предъявляются не такие строгие требования, как к передаче производственных данных) |
4.04.2011 |
18:40:39 |
progr. |
scope base line |
базовое описание проекта |
4.04.2011 |
18:36:30 |
progr. |
base pathname |
базовое имя (часть имени после последнего разделителя) |
4.04.2011 |
18:29:51 |
progr. |
based index addressing |
базово-индексная адресация |
4.04.2011 |
18:20:21 |
commun. |
basic rate ISDN |
базовая сеть стандарта ISDN |
4.04.2011 |
18:17:10 |
progr. |
home folder |
базовая папка (папка, в которой хранятся личные файлы и каталоги пользователя) |
4.04.2011 |
18:15:03 |
IT |
primitive logic gate |
базовый логический элемент |
4.04.2011 |
18:15:03 |
IT |
primitive logic gate |
базовая логическая схема |
4.04.2011 |
18:13:17 |
progr. |
base conception |
базовая концепция |
4.04.2011 |
18:12:04 |
progr. |
barebone system |
базовая конструкция (термин обозначает, что в комплект поставки входит только корпус и материнская плата компьютера. На базе такого комплекта можно построить настольный ПК, сервер или другую машину в соответствии со специальными собственными требованиями) |
4.04.2011 |
18:10:22 |
progr. |
base case system |
базовая комплектация системы |
4.04.2011 |
18:09:05 |
progr. |
entry-level configuration |
базовая минимальная, исходная конфигурация (модульной системы) |
4.04.2011 |
18:07:36 |
progr. |
base configuration |
базовая конфигурация |
4.04.2011 |
16:06:23 |
progr. |
horizontal integration |
горизонтальная экономическая интеграция (горизонтальная интеграция комбинирует решения MES друг с другом в пирамиде компании. Таким образом, вся информация имеется в режиме онлайн, что предотвращает множественный ввод информации и двойное хранение данных) |
4.04.2011 |
15:59:55 |
progr. |
Manufacturing Enterprise Solutions |
решения для производственных предприятий (класс корпоративных автоматизированных систем для контроля и оптимизации производственной деятельности; подобные системы в режиме реального времени инициируют, отслеживают, оптимизируют и документируют производственные процессы от начала выполнения заказа до выпуска готовой продукции. Занимают промежуточный уровень между ERP-системами и АСУ ТП) |
4.04.2011 |
15:51:06 |
progr. |
Manufacturing Execution Systems |
системы управления производством |
4.04.2011 |
15:51:06 |
progr. |
Manufacturing Execution Systems |
производственные исполнительные системы |
4.04.2011 |
15:19:40 |
progr. |
embedded computer |
встраиваемый компьютер (тж. встроенный компьютер; компьютер, используемый как управляющий узел (подсистема) другого устройства, прибора или агрегата; обычно он невидим пользователю) |
4.04.2011 |
15:10:41 |
progr. |
microprocessor or microcontroller based solution |
решение на базе микропроцессора или микроконтроллера |
4.04.2011 |
15:08:10 |
progr. |
microcontroller based solution |
решение на базе микроконтроллера |
4.04.2011 |
15:06:17 |
progr. |
microprocessor based solution |
решение на базе микропроцессора |
4.04.2011 |
15:04:50 |
progr. |
dedicated functionality |
специальная функциональность |
4.04.2011 |
15:03:56 |
progr. |
larger systems |
более крупные системы |
4.04.2011 |
15:03:11 |
progr. |
larger system |
более крупная система |
4.04.2011 |
13:54:09 |
progr. |
embedded application |
встраиваемое приложение (прикладная программа для встраиваемых систем) |
4.04.2011 |
13:45:40 |
progr. |
latency |
период ожидания (тж. время ожидания; синоним для времени задержки, времени реакции и времени выполнения. Для технических целей это время, которое необходимо устройству, чтобы обеспечить выходную реакцию после события на входе, напр., время, необходимое, чтобы пакет прошел по сети от отправителя (источника) на приёмник, или время, которое пакет остается в сетевом устройстве до отправления. Задержку в Интернете можно измерить, используя команду ping) |
4.04.2011 |
13:19:47 |
progr. |
automatic mode |
автоматический режим (режим работы, в котором объект [прибор, машина, система] после подачи сигнала на запуск работает автоматически, в соответствии с указанной программой, без вмешательства со стороны человека) |
4.04.2011 |
13:11:51 |
progr. |
process visualization |
визуализация процесса (индикация операций в области промышленного производства, в коммунальных отраслях, в областях транспорта или при обеспечении безопасности, а также в лабораториях, использующая современное информационно-техническое оборудование) |
4.04.2011 |
12:57:16 |
progr. |
temporal fluctuation |
временная флуктуация (термин, который описывает временные отклонения циклических событий. Если, напр., событие должно иметь место каждые 200 мкс, а фактически происходит каждые 198 – 203 мкс, то временная флуктуация составляет 5 мкс. Временная флуктуация имеет много причин. Она возникает в компонентах и сетевой среде передачи из-за помех, переходных помех, электромагнитных помех и многих других случайных событий. В технологии автоматизации временная флуктуация является мерой качества синхронизации и тактирования) |
4.04.2011 |
12:38:56 |
progr. |
cyclical events |
циклические события |
4.04.2011 |
12:36:44 |
progr. |
cyclical event |
циклическое событие |
4.04.2011 |
12:15:41 |
progr. |
video rendering |
визуальное представление (видеоданных) |
4.04.2011 |
12:10:07 |
progr. |
visual interactive modeling |
визуальное интерактивное моделирование |